Квартира художника Никаса Сафронова.
Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 20:57
+ в цитатник
Предлагаем нанести визит художнику Никасу Сафронову и внимательно разглядеть его "готический замок".
Подобно творцам готических замков и соборов, Никас Сафронов ремонтировал и оформлял свою квартиру в центре Москвы 11 лет. По квартире художника площадью 1 тысяча квадратных метров можно ходить месяцами и каждый раз обнаруживать в интерьере все новые и новые детали.
"Когда мне было около 5 лет, я нашел гипсовый камень и вырезал из него замок. А в школьной библиотеке я нашел "Озорные рассказы" Бальзака в оформлении Гюстава Доре. И, рассматривая его рисунки, я влюбился в готику. Позже я рисовал замки на партах, в учебниках, в блокноте, на уроке рисования вместо задачи, поставленной учителем, рисовал замки, но учитель все равно ставил мне "пятерки", так как это я делал хорошо", - рассказывает художник.
Оказывается, истоки любви к готике надо искать еще в более далеком прошлом. Предки Никаса, которые жили в XVI веке, были кентерберийскими монахами и пришли обращать Русь в католичество, но судьба повернулась так, что они сами крестились в православие.
"Вплоть до моего деда, которого репрессировали, все мои предки были священниками", - рассказывает о связи времен художник, сумевший и в своей квартире соединить прошлое с настоящим.
"Это зеркало ручной работы XVI века привезено из Италии", - рассказывает Никас
Одной из самых больших комнат в трехэтажной квартире художника является "святая святых" - библиотека.

Количество уникальных вещей в ней не перечесть. Они собраны из разных стран Европы. Например, эта очаровательная Сирена из мрамора была когда-то частью скамейки, которая стояла рядом с королевским замком.

старинные книжные шкафы привезены из Франции, Англии и Италии. В библиотеке можно найти книги на старославянском, а также на многих европейских языках.
"Сегодня современная мебель a-la Japon, все такое легкое и условное, и если ее разобрать, то она может уместиться в одном чемодане. А вот у нас, европейцев, все наоборот. Нам хочется, чтобы и шкаф был, а в нем книги с иллюстрациями. Когда ты видишь истинный профессионализм старых мастеров, то начинаешь ценить и свои работы, в которые ты вкладываешь свой творческий труд", - поясняет художник.
А вот эти старинные стулья военные. Они необычны еще и тем, что складываются. На таких стульях могли сидеть только высшие военные чины генералы и маршалы.
"У меня иногда спрашивают, а не несет ли негативную информацию эта мебель? Как она может нести негатив, когда люди, обладавшие когда-то этой мебелью, с таким уважением, с такой любовью относились к ней. Они искренне молились Богу, и он давал им достаток, А иначе они не могли бы позволить себе такую дорогую мебель, так хорошо сохранившуюся до наших дней. Поэтому и здесь все наполнено позитивной энергетикой, чтобы там ни было на ней изображено", - рассказывает Никас об атмосфере комнат и квартиры в целом.
"Все бывшие владельцы мебели жили с Богом в душе и с царем в голове", - добавляет он.
"Когда площадь квартиры позволяет, то, конечно, в ней должна быть библиотека. Если нет, скажем, у человека кровати, то он может спать и на полу, но истинным источником света в квартире может быть только библиотека, которая вся наполнена историей, где каждая книга, которая, находящаяся на полке, имеет свою особую историю. Ведь сколько людей, просматривая эти книги, получали разные эмоции, в том числе и удовольствие от ее чтения", - поясняет художник свою любовь к книгам.
На этих словах Никас берет Библию XV-XVI веков, написанную на старославянском языке. Художника завораживает и текст, и шрифт, и, конечно, старинные картинки.

А вот эта палитра очень необычная. Относительно других находящихся раритетов в квартире она, можно сказать, совсем современная, то есть датируется серединой уже прошлого века.
С палитрой работал один французский художник, который однажды на обратной стороне написал "Я убил предателя, который работал на фашистов и предал моих друзей". Драма эта произошла в 1943 году.
"Видно, он был настолько потрясен содеянным… Ведь художники по своей сути не убийцы. А этот художник все же решился на это преступление, но сила его совести была выше того поступка, который он совершил", - поясняет Никас.

"Вот еще один раритет - военный стол. На нем когда-то раскладывались военные карты", - рассказывает о столе XVIII века Никас. – Карты доставались из широких ящиков стола, которых с двух сторон насчитывается 10 штук".
Сам же художник держит в столе планы старинной мебели и свои ранние рисунки. А мы увидели лежащую на столе старинную книгу с рисунками старинных гобеленов, на основании которых Сафронов хочет сделать заказ на еще действующей французской мануфактурной фабрике XVII века гобелены, изображенные в книге.

"А это кухня. И всяк входящий в нее должен настраиваться на особый божественный лад, и мысли твои должны настраиваться только на хорошую полезную еду, освященную божественным духом", - считает Никас.
Чтобы гости не смущались присутствием на стене старинного медного распятия, которое висит над телевизором, программы только позитивные.
"Я сам, когда сажусь за стол, всегда крещусь. Чтобы Господь дал достаток и истинное удовольствие от самого процесса", - рассказывает Никас.
Настроение создают и настенные фрески, которые были скопированы с фресок знаменитого итальянского художника Рафаэля, сделавшего их когда-то в доме богатого дожа.

"Кухня истинно готическая. Непонятно пока, чей это герб, который я приобрел в Голландии, я потом разберусь", - замечает художник.
Никас нам рассказал, что плитки примерно начала XVII века – из одного французского замка и были куплены на аукционе в Амстердаме.
Каминную комнату таковой делает именно наличие в ней камина. Этот камин, находящийся позади шкуры медведя, подаренной губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым, Никас привез тоже из французского из замка XVI века, принадлежавшего некогда кузену французского короля Луи Великолепного.
"Камин всегда создает особый уют. И когда садишься с друзьями перед ним, то сразу же начинаются разговоры о детстве, за ними следуют различные рассказы или истории из своей жизни, из жизни друзей, с удовольствием вспоминаются и мистические истории, скажем, из произведений Гоголя или братьев Гримм. Ну и конечно, лежащий на полу медведь, дает повод для различного рода лесных историй".
При этом, признается метр, он сам против любой охоты: "Я, скорее, пацифист и буддист одновременно, хотя по вере православный. Но здесь медвежья шкура заняла свое место, и лежа у камина, напоминает нам, что человек - существо несовершенное".

Спальня, в которой стоит кровать печально знаменитой королевы Марии-Антуанетты, супруги короля Франции Людовика XVI, казненной в конце XVIII века. Слава Богу, на этой кровати королева спала в юные годы.
"А казнили ее, когда она уже поменяла эту кровать на несколько других", – иронично замечает художник.
Итальянское покрывало прикрыто пледом, сделанным их волчьих шкур – еще одного подарка Никасу от друзей.

В зимнем саду на балконе всегда поддерживается одинаковая температура на уровне 22 градусов. Зимний сад и комнаты разделяют двери с витражами, выполненными по старинным технологиям в Париже и часть в Академии художеств Санкт-Петербурга.
Плитки, которыми выложены некоторые комнаты в квартире были приобретены на аукционе по 350 евро за штуку. "Это недорого, но и недешево", - оценивает Никас приобретение.
Они пришли к нынешнему хозяину из одного итальянского замка XIII века. "Представляете, с какой осторожностью их снимали, чтобы перенести сюда?" - замечает хозяин квартиры.

Чтобы стены в зимнем саду не были пустыми, Никас разработал эскизы вместе с дизайнером Ольгой Соколовой, по которым и были сделаны роспись, в которой легко узнается и лицо самого художника и лица его друзей.
"А в небесах парит Леонардо да Винчи, как бы бросая мне нечто такое таинственное. На коне мой сын Стефан и мои знакомые", - рассказывает Сафронов.

Клетку делали в Москве, художник нашел ее в московском ресторане "Симп плэйс", правда, уже без птички, потому что она улетела: "Владелец ресторана предложил мне поменять клетку на небольшую мою картину. Что мы и сделали".
Художник пробовал запустить в клетку своих птичек, но они тоже вылетели в зимний сад. "Здесь, наверное, должен сидеть ворон или хотя бы говоруны-попугаи", - шутит хозяин квартиры.

Бестиарий, который сложился в квартире из деревянных украшений на мебели, изображений на картинах и шкур животных, дополняет горгулья, сделанная по форме старых скульптур. Раньше эти драконовидные старинные скульптуры находились на крыше одного католического храма, а сейчас украшают зимний сад художника.
"Горгулья отгоняет всякую нечисть, а вода, которая льется изо рта бестии, льется во спасение и квартиры и душ тех, кто находится в квартире", - поясняет Никас.

Самый верхний этаж квартиры выдержан уже в другом стиле. Это хай-тек по проекту дизайнера Алексея Козаря, но он никаким образом не противоречит готике нижних этажей. Пространство разделяют панели из оникса, освещающие комнату ночью, а стены выполнены из сланца. Холодный камень, заполняя почти все пространство, делает его подчеркнуто возвышенным.
Итальянская кухня, которая находится позади художника, тоже сделана на заказ. На ее панелях введено изображение с картины Никаса.
Как планирует Сафронов, со временем комнаты наполнятся новыми деталями – антикварными статуэтками, современной мебелью.
"Здесь будет хороший рояль или фортепиано", - показывает и рассказывает Никас.

"Красота Москвы... Здесь можно увидеть все – Храм Христа Спасителя, Кремль, несколько посольств, театры. Здесь самое важное – это красота, открывающаяся с этого балкона. С него открывается почти вся панорама Москвы", - комментирует Никас.
Уже прощаясь с нами, художник добавляет: "Мне нравится и этот город, мне нравится и моя страна, и я никуда не хочу отсюда уезжать. Я хочу здесь жить и работать на благо нашей России".







"Я родился в рабочем районе Ульяновска. Комнатки, в которых ютились жители наших бараков, были настолько тесными и убогими, что важные события все отмечали в общем дворе: когда случались свадьбы или похороны, столы накрывали прямо под деревьями. Над всей этой жутью витал запах капусты и перегара. А я, малец, смотрел на все это и мечтал... Гости в моих фантазиях сидели у нас дома за красивыми столами, украшенными серебряными приборами. Высокие бокалы пенились разноцветными винами. В каминах горел огонь, сверкали люстры. Это были мои детские грезы о лучшей жизни. О своем красивом доме, который я всегда мечтал построить...
В Москве меня всегда притягивал центр. Когда-то я жил в районе Теплого Стана, и я сделал все, чтобы переселиться на Малую Грузинскую, потом на Пушкинскую, потом на Тверскую. Сейчас я живу в Брюсовом переулке, в пяти минутах ходьбы от Кремля, даже вид с моего балкона — на Кремль. Я долго искал такой пейзаж, пока не наткнулся на дом, который в 1932 году построил знаменитый архитектор Щусев. Случайно выяснил, что после реконструкции в нем продаются квартиры.
В этом доме жил и сам Щусев, прославившийся, кстати, тем, что построил Мавзолей Ленина; жил Станиславский, жили актеры Леонидов и Качалов, балерина Гельцер, Марис Лиепа и другие великие артисты. Рядом с нашим домом стоит шедевр московской архитектуры — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке, постройки XVII века, где много лет служил митрополит Питирим, который, бывало, приходил ко мне в гости.
Почему я выбрал это место? Поднялся на последний этаж, увидел открывающийся пейзаж — и дух захватило. Это был панорамный вид. Если сделать полный поворот кругом, то можно увидеть и мэрию, и Кремль, и Новый Арбат, и Университет на Воробьевых горах, и все московские высотки. Я влюбился в этот вид с первого взгляда!
Отдельный рассказ — о том, как я частями выкупал помещения в доме. На это ушло почти пять лет. И уже пять лет идет ремонт. Но... зато это будет воплощение моей мечты! Тут много чего задумано. В студии на самом верхнем этаже, где я буду писать картины, все стены из стекла. Камин украшает неимоверных размеров телевизионная панель от фирмы «Вест вижн». Cтудию в стиле хай-тек оформил замечательный московский дизайнер Алексей Козарь. Недавно он сказал в интервью: «Я благодарен Никасу за то, что он не вмешивался в мою работу, хотя сам — выдающийся художник». Кстати, с дизайнерами я намучился... У меня был немец, был француз, была итальянка. Наши оказались лучше всех!
Нижние этажи оформила Ольга Соколова. По ее замыслу, переходя из комнаты в комнату, ты как бы переходишь из эпохи в эпоху, переносишься из века в век. Есть комнаты в итальянском, французском, испанском стиле. Это производит сильный эффект, учитывая, что за окнами Москва XXI века.
Общая площадь моей квартиры — около 1000 квадратных метров. В ней более 15 комнат. Каждая имеет свое назначение: студия, кабинет, столовая, библиотека, кухня, залы для приемов и т. д. Я построил специальную спальню для гостей; хочу, чтобы первой ее осветила своим присутствием Софи Лорен.
На одной из стен квартиры есть фреска, это свободная композиция в стиле эпохи Возрождения. Центральной фигурой фрески является Леонардо да Винчи, перед которым я, без преувеличения, преклоняюсь. Еще среди героев — мой сын Стефано, которого я не так часто вижу. Моя девушка Маша. Мои друзья — телеведущий Николай Николаевич Дроздов, писатель Трушкин и другие близкие мне люди. Там и Александр Стефанович есть, между прочим. Ну, и я на белом коне. Почему на белом? А на каком же еще?
Стены дома будут украшать мои холсты и работы старых мастеров, которые я собираю. Есть картина с таким сюжетом: художник пишет портрет старого немощного дремлющего кардинала. А на картине вместо старика предстает моложавый красавец в красной мантии. Я сам — художник, написавший за свою жизнь не одну сотню портретов, — хорошо понимаю этого живописца. Да, нелегкая это работа, из болота тащить бегемота...
Весь декор я, вместе с дизайнером Ольгой Соколовой, собирал в Италии, Франции, Испании, Германии, Бельгии. Например, камин XVI века — из Перуджи, а вот резная балка ручной работы украшала потолок испанского замка. А этот фонтан — из Франции. Он действующий. Если нажать на потайной камешек в стене, польется вода. Все эти раритеты на специальных фурах доставлялись в Москву, за тысячи километров...
Старинная мебель куплена на аукционах Западной Европы. Она обошлась мне где-то в миллион с четвертью евро. Еще двести пятьдесят тысяч стоили шторы: над моим заказом трудилась целая итальянская фабрика. Но посмотрите, какая работа! Одна галерея гербов лучших домов Европы чего стоит! Я стремлюсь, чтобы все в доме моей мечты было по высшему классу. Даже матрасы «Консул» с волокнами из водорослей. На них спишь, как на облаке.
И еще вот что важно. Дом — это ведь не только квартира. Я вложил несколько миллионов рублей в фасад дома, не дожидаясь, пока его приведут в порядок городские власти. А еще мои художники-декораторы расписали «под старинный замок» лестницы на трех этажах.
Появятся в доме и специальное хранилище картин, и картинная галерея. Впрочем, домашняя галерея Никаса Сафронова — это эскиз другой моей большой мечты. Я надеюсь когда-нибудь подарить Москве, ставшей вторым моим домом, полноценную галерею своих произведений. Их у меня в студии несколько сотен. А всего я написал больше тысячи живописных работ и несколько тысяч гравюр, офортов, рисунков. Мои картины, без ложной скромности, украшают лучшие музеи мира, представлены в сотнях частных галерей. Я хочу, чтобы и москвичи имели возможность ими полюбоваться!
Кстати, недавно на аукционе Sotheby`s мои работы были проданы по цене более ста тысяч евро за каждую. Это вызвало волну подделок. Чтобы защитить свои права, пришлось создать в Швейцарии специальный фонд!
Я писал патриархов и римских пап, президентов, премьер-министров, королей, арабских шейхов, звезд Голливуда и шоу-бизнеса. Создал портреты Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Джорджа Буша, Фиделя Кастро, Мадонны, Джека Николсона, Элтона Джона, Изабель Аджани, Бельмондо, Ринго Старра, Тины Тернер, Мика Джаггера, Пьера Ришара, Софи Лорен, Рутгера Хауэра… Со многими я подружился, они приглашали меня погостить на свои виллы, в замки и апартаменты. Теперь я смогу достойно принять их в собственном доме.
Журналисты английского телеканала Discovery, которые не так давно снимали эту квартиру, сказали, что мое жилище, по их мнению, входит в число лучших домов мира. Такое признание ко многому обязывает.
Метки: Никас Сафронов готический стиль квартира в готическом стиле люкс
Процитировано 20 раз
Понравилось: 8 пользователям