Ранголи — ежедневный радостный ритуал в жизни индийской семьи. Особенно старательно украшают вход в дни праздников или если ждут гостей.
Есть версия, что узором у двери жена выражает свою любовь, уважение, покорность мужу, хозяину дома. И такое толкование вероятно: ведь узор этот высыпают женщины. Но мне кажется, что это слишком узкое объяснение искусства ранголи.
В зависимости от ситуации, орнаменты бывают очень сложными и красивыми, а бывают – повседневные.Есть легенды, объясняющие происхождение Ранголи. Тамильская легенда повествует о некоей богине, которая мечтала выйти замуж. Ей это удалось: она поразила воображение своего избранника-бога красивым орнаментом ранголи… С тех пор девушки стали рисовать ранголи, посвященные все тому же богу, чтобы он послал им хороших женихов
Другая же легенда рассказывает о том, как некий король и все его придворные скорбели о смерти сына главного жреца. Каждый молился Брахме и проливал горькие слезы. В результате, Брахма собственной персоной появился среди скорбящих и попросил короля нарисовать портрет умершего юноши на пороге дворца. Когда рисунок был готов, Брахма вдохнул в него жизнь, и молодой человек вновь оказался среди живых. С тех пор якобы и пошла традиция рисовать на пороге.Узор может быть геометрическим и состоять из кругов, треугольников и прямоугольников, может включать в себя изображения цветов (особенно популярен лотос), мирового древа (кальпа-врикша), птиц, божеств (самый популярный из богов индийского пантеона, которых изображают на рисунках ранголи – сын Шивы и Парвати Ганеша, бог с головой слона. Он является покровителем наук и искусств, с поклонения Ганеше принято начинать любое доброе дело).
Для нанесения узора индийцы обычно используют мел, рисовую муку или разноцветные порошки, изготовленные из натуральных красителей. В Индии можно видеть, как в праздники брахманы раскрашивают полы в храмах, служащие — в учреждениях, дети — в школах. В домах отводят специальную комнату для совершения обряда «пуджи» — благодарственной молитвы. У каждой пуджи свой узор ранголи на полу. Иногда ранголи выкладывают из цветов.
ЧАще всего ранголи делают на праздник Дивали (Дипавали), в день, когда по всей стране зажигаются миллионы свечей и лампад в память о возвращении царя Рамы с острова Шри-Ланка после победы, одержанной над демоном Раваной. Поэтому горящий светильник – также немаловажный элемент узора. Если ранголи создается перед входом в храм, для него используются только те вещества, которые считаются «чистыми»: рис, куркума, гулал (разновидность смолы). Порошок берут руками и, растирая между большим и указательным пальцами, аккуратно тонким слоем наносят между линиями. Можно заполнить рисунок и подкрашенными зернами риса, а потом – украсить лепестками цветов.
В современной Индии техникой ранголи создаются целые живописные полотна, проводятся всеиндийские конкурсы ранголи. Порой сложно представить, что такие рисунки выполнены сухим порошком. К сожалению, обычно рисунки ранголи долго не живут. Через пару дней рисунок сдувает ветром или его просто сметают. В чем же секрет популярности этой техники? Индийцы говорят, что для них важен не столько сам узор, сколько процесс его создания. Существует и так называемая «влажная» техника нанесения ранголи, когда порошок (обычно белый и красный) разбавляется водой, и полученная смесь втирается в глиняный или земляной пол. Такие рисунки более долговечны, но для их выполнения требуется большое мастерство. Мастера ранголи не устают экспериментировать. Недавно был предложен еще один легкий способ создания красивого и тонкого узора. На поверхность наносится равномерный слой древесных опилок, сверху кладут трафарет с вырезанным узором, а потом через сито высыпают муку. Такие ранголи получаются особенно аккуратными. Ранголи называют «рисунком-молитвой»: создавая его, человек обращается к богу со своими просьбами и благодарностью. Именно поэтому, даже сейчас, когда для искусства нет запретных тем, среди рисунков ранголи мы не найдем неприятных сцен или насилия: разве могут они обрадовать капризную богиню удачи или заглянувших в дом гостей?
Источник: www.ashramomananda.com
|
|