СМИ о нас
В уютном, маленьком особняке на Востоке Москвы находится уникальный музей – Музей наивного искусства. В его экспозиции представлены картины, написанные маслом, акрилом, гуашью, а также полотна, сшитые из мельчайших лоскутков ткани. Все работы выполнены наивными художниками. Нет, не 15-летними юношами и девушками, которые ещё не знают жизни, а взрослыми людьми, многие из которых уже на пенсии. «Наивный художник» - официальный термин, принятый искусствоведами всего мира. Это мастер, который не имеет специального художественного образования, а рисует, благодаря природному таланту.
«Рисунки непрофессиональных художников чем-то напоминают детские» - рассказывает заместитель директора музея по научной работе Наталья Вяткина. «Эти мастера не знакомы с профессиональными художественными навыками: не знают, как правильно построить композицию рисунка, смутно представляют себе, что такое светотени и перспектива. Но они рисуют потрясающе!». Врачи, юристы, крестьяне, инженеры, водители троллейбусов на досуге занимаются творчеством, не опасаясь строгой критики. Посетители музея и коллекционеры активно интересуются их работами.
Искусству все возрасты покорны
Если есть талант к живописи, то рано или поздно он проявиться – уверены сотрудники музея. У некоторых наивных художников тяга к искусству проснулась после личной трагедии, кто-то открыл в себе творческие способности после выхода на пенсию. Например, художница Антонина Керман всю жизнь проработала швеей-закройщицей. Вела обычный образ жизни - работа, домашние и семейные заботы. Но когда вышла на пенсию, сразу заскучала - сидеть в 4-х стенах без дела она не привыкла. Тогда дочь-художница подсказала идею: почему бы портнихе со стажем ни создавать картины из лоскутков ткани?
Антонина Керман (1927-2011) достигла уровня серьезного художника. Её картины, сделанные из небольших лоскутков, поражают яркими цветами и точностью передачи образов. Пейзажи родного Геленджика, храмы, цветущие сады, с фруктовыми деревьями, морские бухты, пасхальные и другие натюрморты – любимые сюжеты художницы. Она также работала в жанре портрета и автопортрета и с поразительной точностью передавала настроение, черты лица, мимику, используя при этом столь сложный материал, как ткань.
Валентин Петров, как и многие наивные художники, не делает эскизов. Когда появляется свободное время от работы в саду, огороде , от починки и перестройки дома, он начинает писать. Главная тема – работ повседневная жизнь его родной деревни Новосельцево близ города Истры.
На его полотнах всегда много персонажей, среди них можно отыскать одинокого человека с мольбертом. Он наблюдает за их радостной и шумной жизнью на рыночной площади, зимней горке …. Долгое время жизнь Валентина Петрова не была связана с искусством. Правда, среди его друзей было немало художников. Они-то и предложили ему попробовать себя в живописи. Однажды он принёс свои работы на Арбат и поставил рядом с картинами профессионалов - полотна наивного художника сразу раскупили, а профессионалы еще долго не могли продать свои картины. Тогда-то и стало понятно, что живопись – призвание Валентина Николаевича.
Творчество как лекарство
Особое место в собрании Музея наивного искусства занимают работы художников-аутсайдеров – (людей с физическими или иными проблемами здоровья). Их картины отличаются от полотен наивных художников. Картины наивистов, как правило, красочные, позитивные и реалистичные. Работы аутсайдеров – часто абстрактные, сложные, в них присутствует духовная надломленность, погруженность в переживания. Искусство для них, порой – единственный способ рассказать о своих тревогах.
Так, картины Александра Павловича Лобанова (1924-2003) занимают достойное место в собрании музея. Жизнь художника была безрадостной: более 50-ти лет он провёл в больнице «Афонино» под Ярославлем. Здесь он начал рисовать. Однажды он получил от друга в подарок фотоаппарат . Многие кадры он переделывал в фотоколлажи. Живопись и фотография – эти 2 вида искусства использовал Александр для создания своих работ. К художнику пришёл успех, им заинтересовались искусствоведы, работы начали брать на выставки и покупать коллекционеры. Только сам мастер этим триумфом не насладился, прожил до самой кончины в замкнутом пространстве больницы.
Музей пригашает в гости
Музей наивного искусства постоянно организует и проводит выставки в Москве, в других городах России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. В маленьких городах и отдаленных деревнях его сотрудники находят новые имена. Благодаря этому, коллекция регулярно пополняется картинами новых художников. Чтобы стать участником выставок музея наивного искусства, необязательно жить в Москве. Любой может связаться с искусствоведами музея и показать им свое творчество. А если изобразительное искусство вас интересует как зрителя – добро пожаловать в музей. Входной билет стоит всего 30 рублей, а 3-е воскресенье каждого месяца – день бесплатного посещения. В октябре2012 музей открывается после реконструкции и снова будет рад гостям.
Беседу вела Вероника Коган, Газета «Работа рядом с домом» 13.09.2012 г